Итак, от здания бывшей Югославии отвалился очередной кирпичик. 17 февраля Косово - крохотная провинция, оказавшаяся в центре мировой политики - провозгласила независимость и вышла из состава Сербии. Возможно, на этом закончится процесс 'дробления' на Балканах, но не распространится ли он на другие регионы?
Россия предостерегает: пример Косово вдохновит сепаратистов в неспокойных регионах, например, на Кавказе. И действительно, мятежники в российской республике Чечне - чтобы установить над ней контроль Москве с 1994 г. пришлось дважды вести войну - немедленно поддержали образование нового государства. Беспокойство Москвы разделяют и другие страны. Китай (памятуя о Тайване, Тибете и др.) выразил 'глубокую озабоченность'. Некоторые европейские страны, где существуют свои неспокойные этнические меньшинства, также высказывают опасения в связи с косовскими событиями.
То, что у косовских албанцев, составляющих 90% населения края, теперь появилось собственное государство, не гарантирует, что 'географический развод' на Балканах стал достоянием истории. Не всколыхнутся ли недовольные сербы в Боснии? И как поступят албанцы в Черногории? Даже в самой Сербии вопрос о независимости Косово может спровоцировать раскол в правительстве и падение кабинета.
В 'сценариях дробления' недостатка нет, и они касаются самых разных регионов. Что если Москва воспользуется косовской декларацией независимости, - которую она считает незаконной без санкции Совета Безопасности ООН - чтобы углубить свой конфликт с Западом или в качестве предлога для усиления контроля над 'ближним зарубежьем'?
Стоп, подождите минутку! Есть несколько вещей, о которых стоит вспомнить в этой связи.
Во-первых, что касается России: один из поводов для беспокойства связан с возможным отделением от Грузии некоторых регионов. Считается, что Россия может пожелать вновь включить их в свой состав, однако в последнее время она приглушила свою риторику по этому вопросу. Возможно, Москва предпочитает сохранение нестабильности в Грузии - что препятствует ее вступлению в НАТО - территориальному расширению на южном фланге.
Не стоит забывать и об уникальной цепи событий, предшествовавших рождению нового косовского государства: 'этнических чистках', войны НАТО против Сербии, размещении в Косово натовских войск для обеспечения безопасности и передаче края под управление временной администрации ООН, а также многолетних переговорах под эгидой ООН для определения будущего Косово, гарантий прав сербского меньшинства и сохранения сербских культурных памятников на территории провинции. Результатом этих переговоров стал справедливый план урегулирования - но Сербия и Россия его отвергли.
С учетом всего этого следует высказать еще одно соображение. В условиях, когда переговоры потерпели неудачу, косовские албанцы не желали жить в одном государстве со своими притеснителями, а экономическое положение края, и без того отчаянное, усугублялось неопределенностью, поддерживать статус-кво было попросту невозможно.
Проявив мудрость, США и большинство стран Европы осознали этот факт, и заранее приняли соответствующие меры - ЕС направил в Косово 2000 полицейских и экспертов по юридическим вопросам, натовский контингент остался в крае, чтобы защитить сербское меньшинство, а Приштину убедили выполнять ооновский план даже без его поддержки Сербией и Россией. В общем, в обозримом будущем Косово останется под политической 'опекой' Запада и не обойдется без его экономической помощи.
Во избежание разногласий в связи с независимостью Косово албанцы, живущие в этом новом государстве, должны выполнить свои обещания о построении полиэтнического общества, а ЕС следует и далее поощрять все балканские страны двигаться по пути вступления в его состав. Экономическое и демократическое единство способно поставить заслон этническому и политическому расколу.
Декларация Косово о независимости превратила Россию в главного блюстителя международного права в Организации объединенных наций, пишет английская газета The Guardian.
Окончание холодной войны повлекло за собой множество различных последствий. Но вряд ли кто-нибудь - особенно на Западе - мог вообразить, что в результате Россия (возможно, сообща с Китаем) окажется блюстителем международного права. Однако именно так и получилось после того, как Косово провозгласило себя независимым государством, а крупнейшие западные государства его в этом поддержали.
Вопрос не в том, заслуживает ли Косово - отныне Косова - независимости. С его собственной узкой точки зрения - да, заслуживает, и пожелаем ему удачи - тем более что за ним стоит могущественная группа болельщиков. Вопрос состоит и не в том, заслуживает ли Сербия наказания - за все: за то, что она развязала войны на Балканах, допустила события в Сребренице, смешала планы Запада и, наконец, отказывается выдавать военных преступников, которые руководили зверствами, Младича и Караджича.
Обе вышеописанные темы сами по себе достойны рассмотрения, но, сосредоточившись на них, мы упустим из виду суть: вся последовательность событий с Косово, начиная с завязки в 1999 году, происходила вне юрисдикции Совета безопасности ООН. И в этом смысле она не уникальна, вопреки постоянным утверждениям США, ибо она стала прецедентом - для того, чтобы США и наскоро сколоченная ими коалиция в 2003 году вторглись в Ирак, тоже без соответствующей резолюции Совбеза.
В каждом случае оправданием для действий в обход ООН и, в конечном итоге, ее игнорирования было то, что сложившаяся ситуация - преследование этнических албанцев в Косово, опасность, которую по определению представлял собой Саддам Хусейн для собственного народа и всего мира, а в данный момент несостоятельный статус Косово - представляет для "здоровья" мира более серьезную нравственную угрозу, чем соблюдение норм международного права.
Подобное оправдание было бы абсолютно достойным и верным, если бы оно применялось ко всем сходным ситуациям, но, как нам отлично известно, с 1999 года многие регионы мира были полностью разорены жестокими лидерами, часто заполучившими крупные арсеналы оружия (обычно благодаря западным компаниям), каковые угрожают мирной жизни за пределами этих стран.
В этом контексте приходит на ум Судан с гонениями на Дарфур и выплескиванием конфликта в Чад, а в потенциале и другие соседние государства. Конфликт в Конго к нынешнему времени обогнал по количеству погибших все войны со времен Второй мировой и повлек за собой взрывоопасные споры на границах. Есть также Зимбабве, Бирма, курды, Северная Корея, Чечня - и это лишь начало списка.
На этом фоне очевидно, что Косово не является прецедентом нравственных перемен в глобальном мире. Единственной чертой, которая придает ему уникальность, является тот факт, что союзники по НАТО в 1999 году ввязались в ситуацию, сложность которой намного превышала их возможности и власть, и все это время они чувствовали потребность положить ей конец. Постыдно, что сейчас это происходит за счет международного права.
Расставим все точки над "i" - вопрос не сводится только к действиям в обход ООН. Речь также идет о радикальном переписывании истории и нарушении традиции. Переписывание истории - поскольку нынешнее событие превозносится как последний этап распада Югославии, хотя по международным нормам всегда было абсолютно ясно, что понятие "Югославия" касалось шести республик, входивших в СФРЮ, а вот Косово всегда было провинцией Сербии. Нарушение традиции - поскольку всегда считалось, что суверенитет государства является обязательным принципом, хотя в уставе ООН практически объявлены священными три вида прав: право государства на суверенитет, право нации на самоопределение и личные права человека.
Это настолько очевидно, что в резолюции 1244 Совета безопасности ООН, которая более или менее санкционировала задним числом бомбардировки НАТО в 1999 году и является основой для присутствия ООН в Косово, было конкретно оговорено: "Вновь подтверждая приверженность всех государств-членов суверенитету и территориальной целостности Союзной Республики Югославии и других государств региона, выраженную в хельсинкском Заключительном акте и приложении 2, подтверждая содержащийся в предыдущих резолюциях призыв относительно существенной автономии и реального самоуправления для Косово...".
Любая попытка интерпретировать эти параграфы, являющиеся неотъемлемой частью резолюции, как-то иначе - и в особенности как оправдание независимости государства Косова абсолютно без согласия Сербии - попросту ошибочна, если не радикально неверна.
В данный момент Россия руководит в ООН наступлением, опираясь на аргументы в этом духе, и не позволяет интерпретировать резолюцию 1244 иначе, чем гласит письменный текст. Несмотря на то, что нынче о России нельзя сказать почти ничего хорошего, особенно в области демократии и прав человека, а Сербию она, несомненно, поддерживает по самым разным, порой сомнительным причинам, но Россия оказалась единственным значимым государством, которое встало на защиту святости ООН и международного права.
Тем, кто ценит систему международного права и хочет жить в четких рамках закона, волей-неволей придется надеяться, что Россия заблокирует очередную попытку превратить ООН в пародию и освятить мир государств-отступников, сепаратистских регионов и самосуда.






